Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art. Монолит света и тени

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке
Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке (США) – проект американского архитектора Тома Мейна (Thom Mayne). По словам Тила Брогдена (Teal Brogden) — представителя лосанжелесского офиса компании Horton Lees Brogden Lighting, ответственной за проект, — это здание характеризует продуманный микс из естественного и электрического освещения, в котором как одному, так и второму отведены главные роли.

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке
Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке

«Замечательная вещь естественное освещение. Оно постоянно меняет оттенок и интенсивность, в зависимости от погоды, времени суток и сезонов. С другой стороны, электрическое освещение стремится создать константу из теплых оттенков спектра».
По замыслу авторов, концепция освещения разработана таким образом, чтобы, приближаясь к центральной части здания, свет становился все более теплым и интенсивным.

Таким образом, посетители имеют возможность наблюдать изменяющуюся картину освещения, которую характеризуют различные оттенки. Голубоватый естественный свет преобладает на верхних этажах. По мере продвижения вниз, он постепенно смешивается с более теплым электрическим светом.

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке
Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке

Дизайнерам по свету удалось воплотить свою концепцию, используя широкий спектр систем освещения, предоставленных всего лишь одним производителем – австрийской компанией Zumtobel Lighting Company.

Атриум и лестницы освещены с помощью систем направленных светильников VIVO и SPIRIT. Для освещения классных комнат, лабораторий, художественных студий, конференц-залов были использованы одноламповые и двухламповые светильники, интегрированные в панели системы отопления и охлаждения, закрепленные на потолке. Проведя масштабный ремонт офисов, дизайнеры установили в фомещениях светильники SPHEROS, а в лабораториях установили световые полосы RTX, обеспечивающие безбликовое освещение.

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке
Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке

Но там, где есть свет, обязательно есть и тень. Эта диалектика была целенаправленно «театрализована» в здании Cooper Union.
Довольно саркастично охарактеризовало этот проект известное издание «New York Times», написав о том, что автор, как и другие архитекторы-радикалы нашего времени, в большей степени заинтересован в темноте, присутствии укромных уголков, где люди могут попасть в беду, быть медлительными или «скрыться» от власти.

Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке
Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке

Тил Брогден относится к подобной критике с улыбкой, объясняя свое решение тем, что авторы сознательно оставили некоторые участки (например, в местах, расположенных за атриумными лестницами) менее освещенными. Когда проект был завершен, клиент поинтересовался, не забыли ли архитекторы заложить там нужное количество света. Дизайнеры объяснили, что такой прием был частью продуманной драматургии интерьера, в котором ярко освещены лишь некоторые части пространства, как на сцене в театре. Остальное – тень.

Продукция компании Zumtobel Lighting Company представлена на страницах ее официального сайта: http://www.zumtobel.com/
С работами Тома Мейна можно познакомиться, посетив сайт основанной им архитектурной студии: http://www.morphosis.com/